Будь терпелив в ожидании чуда.
И будь готов для встречи с ним в ребёнке.
Ш.А. Амонашвили
Не один раз в своей жизни я задавала себе вопрос: «Кто я?» И, не раздумывая, отвечала: «Я учитель!».
Наверное, это неправильно. Наверное, правильнее было сказать: «Я — мать. Я — женщина» или «Я — человек!». Но нет! «Я УЧИТЕЛЬ!»
Ведь учитель это даже не профессия. Это образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, а прежде всего — перед учеником.
Я не просто учитель! Я — первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть — своих детей!
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет учиться в школе, как будут складываться его взаимоотношения с учителем, со сверстниками… будет ли учение для него радостным и полезным. И от меня — первого учителя — зависит, как сложится школьная жизнь ребенка, как родители будут относиться к школе, станут ли они моими единомышленниками.
Много лет я незримо буду присутствовать в семье каждого ученика.
Как же не растерять то доверие, которое так щедро дарят мои ученики и их родители? Как увлечь, заинтересовать и тех, и других? Как стать для
ученика второй мамой? Как заставить поверить в себя отчаявшегося ученика? Как помочь раскрыться его талантам?
Все эти вопросы имею ответ — «Стать для него не просто учителем!»
Много воспоминаний связано с именем первого учителя. А вот какими будут эти воспоминания — добрыми, светлыми или тягостными — зависит от учителя! Если этот человек сочетает в себе качества педагога и психолога, воспитателя, психотерапевта, артиста, то именно к нему будут обращаться ученики со своими радостями и бедами, именно он сможет помочь в разрешении конфликта, именно ему будут доверять детские тайны.
Учитель — воспитателем должен быть и наставником, помощником и защитником, другом и советчиком. Он призван помочь ребенку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но помочь адаптироваться в этом вечно меняющемся мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью.
Учитель! Научись управлять своими чувствами, мыслями каждую минуту, каждый час, каждый день общения с детьми!
Порой мы забываем свое детство, юность, и поэтому часто не понимаем эту хрупкую детскую душу. А они перестают понимать и принимать нас, взрослых. Им нужна не столько опека, сколько дружеский совет, умное руководство, духовная поддержка. Но духовную поддержку оказывать трудно: для этого самим необходимо быть на высоте. Нужно быть интересным для учеников!
И пусть наша помощь не будет крикливой, а советы не будут навязчивыми!
Если хочешь приблизиться к ребенку и приобщить его к полезным делам, то необходимо сбросить с себя «нажитую» взрослость, чтобы не испугать, не оттолкнуть ребенка.
Учитель должен уважать ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.
А еще скажу: «Просто любите свою работу!»
«Работа — лучший способ наслаждаться жизнью», — утверждал И. Кант.
Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой учителя и воспитателя
- умением владеть сердцами своих учеников.
Завтра будет новый школьный день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза.
Глаза моих учеников!
Поэтому я :
- «Учу их учиться»,
- «Открываю их таланты»,
- «По секрету всему свету» (делюсь с коллегами своим опытом),
- «Родители и дети» (сотрудничество — вот главный конек в работе с родителями учеников).
В. А. Сухомлинский писал: «В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы их зажечь, необходима искра». Учитель! Стань этой искрой для своих учеников!