Прежде всего следует установить, кого мы имеем в виду, когда говорим о работе с шахматистами высоких разрядов. Думается, что к ним следует, в первую очередь, отнести кандидатов в мастера, затем молодых и вернее, даже юных мастеров и, наконец, сильных перворазрядников, близких к званию кандидата. Что касается средних перворазрядников, то их даже среди школьников так много, что нет смысла выделять их из общей среды. О работе с шахматистами, достигшими больших успехов и выдвинувшимися на всесоюзную и международную арену, мы сейчас не ,говорим. так как она имеет специфический характер и выходит за рамки спортивных школ. Молодое поколение тренеров, вероятно, уже не помнит Петри Арсеньевича Романовского, который в свое время был не только одним из сильнейших шахматистов страны, но и одним из первых в годы Советской власти высококвалифицированных шахматных педагогов. Ему обязана, своим творческим ростом целая плеяда ленинградских шахматистов, которые впоследствии стали мастерами и гроссмейстерами. Более сорока лет назад Петр Арсеньевич выпустил программу занятий шахматных кружков (шахматных школ тогда еще не было) с шахматистами различных разрядов. Говоря о занятиях с шахматистами высоких разрядов (первокатегорниками), Романовский резко отделяет их от всех остальных. Что в отличие от других они должны быть построены не в форме прямогообучения типа школьных занятий, а в форме творческих собеседований, семинаров, коллоквиумов. Это указание заслуженного мастера и заслуженного тренера СССР должен взять за основу каждый тренер. Разумеется, время вносит свои коррективы. Когда Романовский составлял свою программы, первокатегорников среди школьников практически не было. Сейчас же среди ребят 13 – 15 лет имеется немало сильных перворазрядников и кандидатов, и тренеру естественно, приходится учитывать их возраст, но при этом не следует забывать, что, являясь учениками в общеобразовательной школе, они в шахматной школе выступают уже в качестве студентов. На этом уровне учащиеся должны переходить от шахматной грамотности к овладению шахматной культурой, то есть к постижению более сложных и более общих законов и процессов шахматной борьбы. На этом этапе учащиеся должны научиться самостоятельно мыслить, самостоятельно и продуктивно работать над шахматной литературой. Объективно оценивать свою игру и стать не только «поглощателями» знаний, выработанных другими, но и аналитиками и исследователями. Выработке этих важных качеств наиболее благоприятствуют формы работы, указанныеП.Л. Романовским.
Какими же качествами должен обладать сам тренер, чтобы справиться с данными задачами? Конечно, желательно, чтобы тренер имел высокое спортивное звание. Большой турнирный, опыт, обширные дебютные познания. Чтобы он был носителем общей и шахматной культуры, обладил педагогическим дарим. Но, разумеется, это недостижимый идеал. Известно, что наши гроссмейстеры, (которые, кстати, вряд ли могут похвастаться всеми перечисленными качествами) если и занимаются тренерской работой, то с шахматистами, уже добившимися больших успехов. Следовательно, с шахматистами высоких разрядов приходится заниматься мастерам, практически уже не выступающим или играющим в местных соревнованиях (мастер, часто выезжающий на соревнования, может только числиться тренером, но не быть им), и кандидатам в мастера.
Возникает вопрос: может ли тренер успешно работать с шахматистами высоких разрядов, если он уступает им и практической силе? Думаю, что это не исключено. Практическая сила шахматиста складывается из различных компонентов. С одной стороны, это шахматная культура, познания во всех стадиях шахматной партии, понимание процессов шахматной борьбы, с другой – спортивные качества, состояние здоровья, тренированность, честолюбие, спортивная злость, выдержка и т. д. Можно быть хорошим тренером, и не обладая практической силой, но тренер обязан учитывать это обстоятельство, строя свои взаимоотношения с учениками. Если он обладает общей и шахматной культурой, то он найдет верный тон, который позволит ему сохранить уважение учеников, хотя им нетрудно выиграть у него турнирную партию.
Шахматная культура включает в себя не только знание истории шахмат, творчество корифеев пришлого и сильнейших шахматистов настоящего, знание основ стратегии и тактики, но и понимание процессов шахматной борьбы и относительности всех шахматных истин. Такой тренер не станет твердить учащимся, что следует играть только тот или иной дебют, а в этом дебюте только определенный вариант, а все другие не заслуживают внимания.
Как построить работу, чтобы не потонуть в море шахматной информации, особенно дебютной? Мне кажется, за основу следует взять разбор партий, игранных обучающимися. Ни одной партии не оставлять без детального критического разбора. Изучение всех стадий шахматной партии связывать с этим материалом. Ведь самое главное – как общие истины юные шахматисты умеют претворять в практической игре. Ориентируясь на моменты из сыгранных партий, на сделанные в них ошибки, можно познакомить, обучающихся с творчеством выдающихся шахматистов прошлого и настоящего. При разборе основное внимание обращать не на результат, а на качество партии.
Какими же качествами должен обладать сам тренер, чтобы справиться с данными задачами? Конечно, желательно, чтобы тренер имел высокое спортивное звание. Большой турнирный, опыт, обширные дебютные познания. Чтобы он был носителем общей и шахматной культуры, обладил педагогическим дарим. Но, разумеется, это недостижимый идеал. Известно, что наши гроссмейстеры, (которые, кстати, вряд ли могут похвастаться всеми перечисленными качествами) если и занимаются тренерской работой, то с шахматистами, уже добившимися больших успехов. Следовательно, с шахматистами высоких разрядов приходится заниматься мастерам, практически уже не выступающим или играющим в местных соревнованиях (мастер, часто выезжающий на соревнования, может только числиться тренером, но не быть им), и кандидатам в мастера.
Возникает вопрос: может ли тренер успешно работать с шахматистами высоких разрядов, если он уступает им и практической силе? Думаю, что это не исключено. Практическая сила шахматиста складывается из различных компонентов. С одной стороны, это шахматная культура, познания во всех стадиях шахматной партии, понимание процессов шахматной борьбы, с другой – спортивные качества, состояние здоровья, тренированность, честолюбие, спортивная злость, выдержка и т. д. Можно быть хорошим тренером, и не обладая практической силой, но тренер обязан учитывать это обстоятельство, строя свои взаимоотношения с учениками. Если он обладает общей и шахматной культурой, то он найдет верный тон, который позволит ему сохранить уважение учеников, хотя им нетрудно выиграть у него турнирную партию.
Шахматная культура включает в себя не только знание истории шахмат, творчество корифеев пришлого и сильнейших шахматистов настоящего, знание основ стратегии и тактики, но и понимание процессов шахматной борьбы и относительности всех шахматных истин. Такой тренер не станет твердить учащимся, что следует играть только тот или иной дебют, а в этом дебюте только определенный вариант, а все другие не заслуживают внимания.
Как построить работу, чтобы не потонуть в море шахматной информации, особенно дебютной? Мне кажется, за основу следует взять разбор партий, игранных обучающимися. Ни одной партии не оставлять без детального критического разбора. Изучение всех стадий шахматной партии связывать с этим материалом. Ведь самое главное – как общие истины юные шахматисты умеют претворять в практической игре. Ориентируясь на моменты из сыгранных партий, на сделанные в них ошибки, можно познакомить, обучающихся с творчеством выдающихся шахматистов прошлого и настоящего. При разборе основное внимание обращать не на результат, а на качество партии.